Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Новгородской области с обращениями граждан за 2023 год.
За 2023 год в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области всего поступило 2395 обращений (2022 год - 2217 обращений), увеличение на 8 %; на нарушение прав потребителей поступило 1530 обращений (2022 год – 1199 обращений), увеличение на 27,6 %, что составило 64,0 % от общего количества обращений, поступивших в Управление.
Анализ обращений показывает, что за 2023 год, как и в аналогичном периоде прошлого года превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере услуг, доля которых составила 73,7 % %, всего на нарушения в сфере услуг поступило 1128 обращений (2022 год – 733 обращения), при этом количество обращений увеличилось на 54,0 %.
В сфере услуг актуальными являются вопросы нарушения прав потребителей:
• бытового обслуживания населения- 747 обращений (2022 г.-118 обращений);
• при предоставлении жилищно-коммунальных услуг- 79 обращений ( 2022 г.-116 обращений);
• услуг связи- 70 обращений ( 2022 г. -79 обращений);
• финансовых услуг- 55 обращений ( 2022 г. - 65 обращений);
• транспортных услуг- 21 обращение ( 2022 год- 27 обращений);
• туристских услуг- 9 обращений ( 2022 г. 16 обращений );
• гостиничных услуг- 6 обращений ( 2022 г. -12 обращений);
• культурно-развлекательные мероприятия- 7 обращений ( 2022 г. - 12 обращений);
• медицинских услуг- 19 обращений ( 2022 г.-15 обращений);
• прочие виды деятельности - 93 обращения (2022 г. – 247 обращений).
На нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли поступило 402 обращения, что составило 26,3 % от общего количества жалоб на нарушение прав потребителей ( 2022 г.- 466 обращений).
Количество обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 16 %.
В сфере розничной торговли на нарушения прав потребителей при продаже непродовольственных товаров поступило 298 обращений (количество обращений практически осталось на том же уровне по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.- 287), по вопросам нарушений прав потребителей при продаже продовольственных товаров поступило 104 обращения ( 2022 г.- 179), количество которых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 72,1 %.
На нарушение прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом количество обращений увеличилось в на 38,0 %, поступило 124 обращения ( 2022- 90).
От социально уязвимой категории граждан поступило 79 обращений (.2022 г.-70 ).
Жалобы потребителей касались вопросов: неисполнение продавцами (исполнителями) договорных обязательств по передаче товаров, оказания услуг (выполнения работ) в установленный срок; отказа в возврате денежных средств за товар (работу, услугу) с недостатками; не предоставления ответов на претензии потребителей в отношении товаров ненадлежащего качества; одностороннего изменения условий договора, навязывания дополнительных услуг за плату и др.
По результатам рассмотрения обращений в сфере защиты прав потребителей Управлением было дано 1338 разъяснений норм законодательства, 907 обращений направлено по подведомственности.
По результатам рассмотрения обращений граждан в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (продавцов, исполнителей) направлено 109 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
При рассмотрении 89 обращений были выявлены случаи причинения вреда имуществу потребителей, в том числе вызванные приобретением товаров, имеющих недостатки - 44 обращения; вызванные предоставлением потребителям несвоевременной, неполной информации- 45 обращений.
Размер вреда составил 689,3 тыс. рублей, в добровольном порядке возмещено потребителям 689,3 тыс. рублей ( 2022- 607,3 тыс. руб.).
При рассмотрении поступивших обращений граждан по вопросам, связанным с рассмотрением требований имущественного характера Управлением осуществлялась судебная защита прав потребителей.
За 2023 год по обращениям граждан в судебные органы в защиту прав потребителей подано 50 исковых заявлений, из 26 рассмотренных исков требования потребителей удовлетворены в 100 % случаях, присуждено денежных средств в пользу потребителей 1003,0 тыс. руб., из них в счет возмещения морального вреда 93,0 тыс. руб.
По актуальным аспектам законодательства о защите прав потребителей специалистами Управления совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» проводились тематические «горячие линии», всего проведено 34 тематических «горячих линий» по вопросам качества и безопасности парфюмерной продукции, по маркировке товаров средствами идентификации, по финансовым услугам, услугам связи, медицинским услугам, вопросам долевого строительства жилья и др, консультации получили 938 жителя области.
В рамках работы Общественной приемной консультации получили 732 жителя области.
Управление обращает внимание граждан и предпринимательского сообщества: Роспотребнадзор осуществляет работу по ведению государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП): https://zpp.rospotrebnadzor.ru/.
На портале ГИР ЗПП размещены сведения о нормативной базе по защите прав потребителей, о нестандартной продукции не отвечающей требованиям технических регламентов (в разделе «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям»), о статистических наблюдениях в сфере защиты прав потребителей, о судебной практике по вопросам прав потребителей в различных сегментах потребительского рынка, а также граждане в свободном доступе могут ознакомиться и использовать практический материал это - образцы претензионных и исковых заявлений, многочисленные памятки и обучающие видеоролики.
Консультации в сфере защиты прав потребителей можно получить:
— в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: 971-106.
-в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10,12 ; тел. 77-20-38; 73-06-77.
-по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках;
-в отделе МФЦ по г. Великому Новгороду (адрес: 173000, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24) консультации можно получить каждый первый четверг месяца с 10-00 до 17- 00
Самостоятельная передача заявителем письменных обращений в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области, направление по почте или курьером осуществляется по адресу: 173002, г. Великий Новгород, ул. Германа, д.14.
Обращения граждан в форме электронных сообщений направляются в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области путем заполнения специальной формы в разделе сайта Управления Роспотребнадзора «Прием обращений граждан» и поступают в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области.
Начальника отдела ЗПП О.В. Быстрова